Как зарегистрировать ООО самому

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) определяется как юридическое лицо, участники которого несут ответственность исключительно в рамках уставного капитала. Если быть точнее, участники ООО несут ответственность в пределах своих долей в уставном капитале всей организации. Размер уставного капитала ООО составляет 10 тыс. руб. Его можно внести как в денежной форме, так и в форме имущества. По закону, в ООО обязательно должен присутствовать устав. В настоящее время можно не заниматься самостоятельной регистрацией ООО, а приобрести готовую фирму. Такой вариант гораздо быстрее, однако требует дополнительных затрат: готовая фирма стоит от 20 тыс. руб.

Если решено самостоятельно регистрировать ООО, нужно прежде всего знать, в какой орган обращаться. Регистрацией юридических лиц занимается налоговая инспекция. Государственная регистрация ООО осуществляется по юридическому адресу организации или адресу ее учредителя. Чтобы регистрация юридического лица прошла успешно, необходимо собрать определенный пакет документов, предоставить его в регистрирующий орган в установленные сроки, заплатить пошлину и отметиться в ряде внебюджетных фондов.

Прежде, чем приступить к оформлению ООО, следует знать, что на подготовку всей документации в среднем уходит порядка недели. Рассмотрение документов и регистрация юридического лица в налоговой службе осуществляется в течение пяти рабочих дней, хотя иногда процесс может затянуться. Если налоговая не предоставила уведомления из пенсионного фонда, фонда социального страхования и Росстата, придется вставать на учет в этих организациях самостоятельно — это займет еще 2-3 дня. Около двух дней уйдет на изготовление печати, и еще 2-5 дней — на открытие расчетного счета в банке. В итоге общий срок самостоятельной регистрации ООО — от 10 дней до 1 месяца.

Также необходимо знать примерную стоимость открытия ООО.

 

Статья расхода

Стоимость, руб.

Приобретение юридического адреса

до 10 000

Привлечение юриста для составления или проверки документов

до 5 000

Уставной капитал

10 000

Привлечение нотариуса для заверения документов

400 — 1 500

Государственная пошлина

4 000

Открытие расчетного счета в банке

500 — 3 000

Печать

500 — 1 500

Всего

5 400 — 35 000

 

Пошаговая инструкция регистрации ООО.

Шаг 0.

До того, как начать собирать документы для регистрации ООО, необходимо выбрать налоговый режим будущей фирмы.Зарегистрировать ООО можно бесплатно! Для этого предварительно следует встать на учет в Центр занятости, который компенсирует все расходы и поможет в начале ведения бизнеса.

Шаг 1. Код деятельности

При оформлении ООО обязательно указываются коды ОКВЭД — Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Чтобы в дальнейшем не возникало трудностей, лучше изначально выбрать пару десятков кодов. Если вид деятельности в будущем даже незначительно изменится, придется регистрировать новый код, что довольно хлопотно, да и внесение изменений в выписку из ЕГРЮЛ осуществляется на платной основе.

В составе кода ОКВЭД от 3 до 6 цифр, однако указывать в документах нужно как минимум первые три, однако иногда налоговые требуют указание всех цифр. Самая первая из них — это основной вид деятельности. Кодов может быть прописано больше, чем используется на самом деле, но главное — чтобы с ними совпадало содержание устава ООО. Первый код ОКВЭД также определяет размер тарифа ФСС (Фонда социального страхования) от несчастных случаев. Чем выше профессиональный риск, тем выше тариф. Так, он будет низким для офиса и высоким — для АЭС. Основной (первый) код еще и влияет на сумму отчислений в ПФР за работников. Если, согласно этому коду, фирма попадает под льготные условия, за работников она будет отчислять на 26, а 18%. Нежелательно указывать более 20 кодов, иначе это может повлечь отказ в регистрации ООО.

Шаг 2. Юридический адрес

Для его получения можно самостоятельно найти собственника помещения, сдающего его в аренду, или же обратиться в компанию, подбирающую юридические адреса. В любом случае, чтобы регистрация ООО прошла успешно, требуется гарантийное письмо от собственника юр. адреса. Нежелательно арендовать или покупать юр. адрес, по которому зарегистрировано много фирм: такие адреса находятся в «черном» списке налоговой и регистрации по ним не производятся. Юридическим адресом ООО может стать и домашний адрес (адрес прописки) учредителя организации. При этом учредитель может и не являться собственником жилого помещения, но обязательно должен быть прописан в нем. И все-таки отдельные регистрирующие органы считают недостаточным наличие штампа о прописке — им нужны документы о владении данным жилым помещением и письменные согласия остальных жильцов, заверенные нотариусом.

Шаг 3. Наименование

В настоящее время действует 6 разновидностей фирменных наименований:

  • полное и сокращенное название на русском языке,
  • полное и сокращенное название на иностранном языке,
  • полное и сокращенное название на языке народа России.


При этом обязательным является полное наименование ООО на русском языке. Название, как правило, выбирается в соответствии с деятельностью фирмы. При копировании чужого названия или употреблении слов «российский», «московский» и подобных могут возникнуть проблемы.

 

Шаг 4. Уставной капитал

В ООО может быть от одного до 50 участников. Все они общими усилиями должны внести уставной капитал, размер которого для ООО установлен в 10 тыс. руб. Это могут быть денежные средства или имущество. УК не относится ни к доходам, ни к расходам фирмы, но допускается его использование для расчета по обязательствам компании, однако в конце финансового года требуется его полное возобновление.

Внесение УК денежными средствами происходит в следующем порядке:
открытие накопительного счета в банке,
внесение хотя бы половины суммы УК на данный счет,
получение справки в банке о внесении средств,
перевод денег на расчетный счет после создания ООО,
внесение оставшихся средств в течение первого года существования организации (деньги можно внести даже в кассу предприятия).

Внесение УК имуществом осуществляется в следующем порядке:
денежная оценка имущества учредителями,
единогласное утверждение суммы имущества всеми учредителями,
привлечение независимого оценщика, если сумма имущества, по мнению учредителей, превышает 20 тыс. руб.,
оформление и подписание учредителями акта оценки имущества,
оформление и подписание учредителем и гендиректором акта приема-передачи имущества на баланс ООО после его регистрации.

Шаг 5. Решение об учреждении ООО или Протокол о создании юридического лица

Один из этих документов необходимо предъявить в регистрирующий орган. Так, если в ООО 1 учредитель, создается Решение об учреждении ООО, если 2 и более — Протокол. В первом случае учредителем может являться юридическое или физическое лицо. Юр. лицо предоставляет ИНН, ОГРН, паспортные данные своего представителя. Физ. лицо — лишь паспортные данные. Протокол о создании юр. лица подписывается гендиректором ООО и его учредителями.

Шаг 6. Устав

Устав является учредительным документом ООО, где прописаны основные аспекты деятельности будущей компании. В Уставе отражены основные нормы отношений учредителей ООО.

Шаг 7. Договор об учреждении общества

Данный документ требуется, если в ООО больше 1 учредителя. Он составляется и подписывается всеми участниками общества. Желательно сделать несколько копий документа, т. к. его могут потребовать для открытия расчетного счета в банке.

Шаг 8. Заявление на регистрацию

Заявление на регистрацию ООО представляет собой заполненную форму Р11001. Стандартный бланк заявления состоит из множества страниц, однако заполнять следует те, которые относятся к конкретной фирме. Обязательное условие — заверенная нотариусом подпись в заявлении. От нотариуса требуется подпись, печать и ИНН. Кстати, нотариус может потребовать составленные ранее Решение или Протокол, Договор об учреждении и Устав. Все документы должны быть прошнурованы, их страницы — пронумерованы, на последние страницы каждого из них наносится соответствующая наклейка с подписью.

Шаг 9. Оплата госпошлины

Квитанцию для оплаты госпошлины можно получить в любом отделении банка. В 2013 году размер пошлины за регистрацию ООО составляет 4 тыс. руб. Сюда входит оплата за внесение записи об образовании юр. лица в ЕГРЮЛ, выдача соответствующего Свидетельства и выписки из госреестра. Если налоговая откажет в регистрации, госпошлина возврату не подлежит, так что к заполнению документов нужно относиться крайне внимательно.

Шаг 10. Упрощенная система налогообложения (УСН)

При регистрации любой организации лучше всегда подавать заявление на УСН, конечно, если не требуется именно ОСН (Общая система налогообложения). С УСН легче регистрировать любые изменения и подавать отчетность. Существует стандартная форма заявления на УСН — 2621_1. Ее нужно заполнить в двух экземплярах и подать в течение 1 месяца после открытия ООО. Объектом налогообложения могут выступать доходы или же «доходы, уменьшенные на величину расходов». В первом случае ставка налога равняется 6%, во втором — от 5 до 15%.

Шаг 11. Доверенное лицо

Относить и получать документы из налоговой может доверенное лицо. Для этого заявитель (один из учредителей ООО) должен написать доверенность, заверенную у нотариуса. Кроме того, заявитель должен предоставить нотариально заверенную копию своего паспорта. Если документы планируется отправлять в налоговую по почте, необходимо выбрать ценное письмо с описью вложения. Встречные документы также будут приходить по почте. В Москве все документы на регистрацию ООО принимаются исключительно из рук заявителя. Забрать готовые документы может доверенное лицо. В регионах допускается и прием документов на основе доверенности.

Шаг 12. Копии паспортов учредителей

Для регистрации ООО требуются заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей. Если учредителем является иностранец, необходимо заверить перевод его паспорта.

Шаг 13. Перепроверка специалистом

Чтобы не потратить 4 тыс. руб. на госпошлину и не получить отказ от налоговой в регистрации ООО, желательно обратиться к юристу с просьбой проверить все документы на наличие ошибок.

Шаг 14. Подача документов в регистрирующий орган

Список обязательных документов:
заявление о госрегистрации ООО в форме Р11001,
устав ООО,
Решение об учреждении ООО или Протокол о создании юр. лица,
квитанция об оплате государственной пошлины,
заверенные у нотариуса копии паспортов учредителей ООО.

Дополнительные документы:
Договор об учреждении Общества,
гарантийное письмо собственника юридического адреса (при аренде юр. адреса),
копия свидетельства о наличии права собственности на помещение (при использовании домашнего адреса учредителя в качестве юридического для ООО),
заявление о переходе на УСН (если требуется).

Во избежание неприятностей лучше сделать копии всех этих документов. Список документов в разных регионах может отличаться, что нужно уточнять в местных отделениях налоговой службы. К примеру, для регистрации ООО в Москве или Санкт-Петербурге помимо вышеперечисленных документов требуются:
дополнительный экземпляр Устава,
копия Договора об учреждении ООО,
квитанция об оплате пошлины на выдачу копии Договора об учреждении,
заявление на получение копии Договора об учреждении.

Все документы подаются в налоговую службу по месту регистрации главного офиса компании.

Шаг 15. Получение документов о регистрации ООО

По истечении пяти рабочих дней налоговая объявляет о своем решении – регистрации ООО или отказе. Если налоговая успешно зарегистрировала новое ООО, она выдает следующие документы:
Свидетельство о госрегистрации ООО,
зарегистрированный Устав ООО,
Свидетельство о постановке на учет в налоговой,
выписку из ЕГРЮЛ,
уведомления о регистрации ООО во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС),
уведомление о присвоении кодов статистики.
Последние уведомления (о регистрации во внебюджетных фондах и присвоении кодов статистики) налоговая может не выдать, соответственно, их придется получать самостоятельно.

Регистрация филиалов ООО

ООО может состоять из обособленных подразделений или филиалов, которые характеризуются двумя признаками:
1) в них есть полностью оборудованные места для рабочих, где последние трудятся более 1 месяца,
2) адрес филиала отличается от адреса главного офиса ООО.

Для регистрации филиала требуются документы:
заявление о постановке на учет в налоговой в форме 1-2-Учет,
нотариально заверенные копии свидетельства о постановке организации на учет в налоговой по ее юр. адресу,
документ с подтверждением полномочий филиала по уплате налогов по месту его расположения,
при открытии нескольких филиалов в одном городе — письменное сообщение в произвольной форме о выборе налогового органа, где будут находиться на учете все подразделения, расположенные в пределах одного населенного пункта.

По истечении пяти рабочих дней, когда регистрация филиала ООО завершится, налоговая выдаст Уведомление о постановке на учет в налоговой физ. лица в форме 2-3-Учет. ООО, имеющее филиалы, по-прежнему обладает правом на УСН. В свою очередь, филиал также может применять УСН. В течение 1 одного месяца после создания филиала необходимо известить налоговую по месту нахождения головного офиса об открытии обособленного подразделения в виде заявления в форме С-09-3.

После регистрации

Если налоговая не выдала уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах, необходимо пройти эту процедуру самостоятельно. До 20 числа следующего после регистрации месяца необходимо подать сведения о среднесписочной численности работников ООО. Если в деятельности организации будут участвовать ИП или другие юр. лица, соответствующую информацию необходимо предоставить налоговой в течение 1 месяца с начала такого участия. Для этого используется форма С-09-2. В течение трех дней после внесения записи в ЕГРЮЛ необходимо назначить директора ООО. Происходит это на собрании учредителей, по итогам которого создается Протокол (если учредителей более 2) или Решение (если учредитель 1) о назначении директора. Также в этих документах фиксируются описания учредителей, тема собрания и основные решения. В небольшой организации директор может также выполнять роль главного бухгалтера, что необходимо зафиксировать в отдельном приказе.

Часто задают вопрос, может ли действовать ООО без работников. Это невозможно. Задача учредителя — сначала назначить, а потом принять на работу хотя бы директора, которым, кстати, способен являться и он сам. По закону, можно не назначать директору заработную плату, но нулевые отчеты во внебюджетные фонды сдавать обязательно.